Лояльность персонала

25 Марта 2013Просмотров: 2133Коментариев: 0   Автор: Степанова Ирина

Термин «лояльность» согласно большинству источников означает благожелательное, корректное, уважительное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, соблюдение существующих правил, норм, предписаний (Ф.Н. Апиш, 2001; В.А. Бодров, 2001; А.А. Вербицкий, 1986; А.Н. Занковский, 2002; В.П. Казмиренко, 1993; А.К. Маркова, 1996; О.Г. Овчинникова, 2006; К.В. Харский, 2003 и др.).

Природа лояльности персонала кроется в признании и уважении авторитета фирмы и ее руководителей. Причем эти чувства основаны на вполне конкретных надеждах и убеждениях персонала.

Условиями возникновения лояльности персонала организации являются: справедливое вознаграждение; удовлетворение потребностей в осознании собственной значимости, востребованности, развитии, самосовершенствовании; условия труда; удовлетворенность руководством и взаимоотношениями с ним. Заметим, что эти же условия лежат в основе мотивирования персонала.

В организационной психологии давно выведен постулат о том, что лояльные сотрудники относятся к своей компании с гордостью, способствуют формированию положительной репутации и имиджа фирмы, ее развитию и росту. Тем же самым характеристикам соответствуют и результаты мотивирования персонала.

Лояльность персонала появляется тогда, когда общие цели и интересы организации не отходят на второй план, когда они превращают группу людей в организацию, в коллектив, когда мотивационным фактором становится не только уровень заработной платы, но и аспект удовлетворенности персонала от процесса работы.

Если рассматривать, что лояльность с точки зрения руководства предприятием, что сущность деятельности по её формированию заключается в том, чтобы сформировать потребность сотрудников разделять ценности компании, ставить ее интересы выше собственных, а также оставаться в компании даже тогда, когда для них это не столь выгодно. Все эти явления в принципе наблюдаются при высоком уровне мотивированности – удовлетворенности работой. Однако известен феномен, при котором как только снижается удовлетворенность работой, сотрудники готовы рассматривать предложения от других компаний (О.Г. Овчинникова, 2006).

С точки зрения ряда авторов лояльность представляет собой гораздо более широкое понятие. Она представляет собой идентификацию сотрудника с организацией, ощущение сотрудником себя как частицы крупной системы. Преданные организации работники проявляют готовность выполнять обязанности, возложенные на них; терпеть ограничения, накладываемые организацией; не подводить коллег по работе; соблюдать предписанные нормы, инструкции, принимают правила игры, принятые в организации.

Многим руководителям важно, чтобы работник, а особенно достаточно высокого ранга, был не только мотивирован на достижение целей компании, но и полностью разделял их, даже если ранее ему доводилось работать у конкурентов. При этом согласно данным мониторинговых исследований, многие компании не хотят видеть в своих рядах выходцев из конкурирующих компаний.

Мотивация - система действий, осуществляемых внутри организации с целью возникновения у работников желания и готовности эффективно работать именно в этой организации. Исходя из анализа теоретических предпосылок, представленных выше, мотивация и лояльность персонала взаимозависимы. Лояльность – это показатель эффективной мотивации, а мотивация – основа лояльности.

Усилия руководства по повышению лояльности персонала окупаются многократно, т.к. сокращается количество злоупотреблений на рабочем месте. Лояльные сотрудники с пониманием относятся к проблемам организации, в которой они работают. Они готовы к временным финансовым трудностям, которые могут возникнуть, вспоминают и отзываются положительно о фирме, они более устойчивы к «переманиванию» компанией-конкурентом работников или клиентов, а также не возникает утечки ценной информации и использования ресурсов своей организации в личных интересах и целях. Благополучие торговой компании, а именно эта деятельность развита в нашей стране больше всего сейчас, в первую очередь зависит от эффективности их деятельности. И конечно компания не заинтересована в их переходе к конкурентам. При специфике их работы, а они достаточно вольны в своих действиях, очень важен их уровень лояльности, высокий уровень лояльности к компании исключает многие нарушения, например воровство или передача клиентов.